Первые шаги

30 ноября 2013 года

Работа на конкурс "Учитель-блогер" и мобильные технологии"
Они выходили один за другим, рассказывая, как преодолевали трудности, и восторженно представляя аудитории свое детище – новенькие, с иголочки, электронные портфолио. Им аплодировали, потому что они в этот момент были достойны называться героями.

Мой репортаж со школьной конференции, подводящей итоги полуторамесячного дистанционного взаимодействия в мастер-классе по созданию электронного портфолио педагога. 

«Ну, и что здесь особенного?» - спросите вы. А то, что это ПЕРВЫЙ мастер-класс, первая и вполне удачная попытка подвигнуть педагогов к работе в сети. А потому ее вполне можно считать началом пути к цифровому прорыву. До самого прорыва, безусловно, еще очень далеко, впереди долгая и трудная дорога, тернистая и неровная. И все же. Ощущение цифрового разрыва с коллегами своей школы, пожалуй, знакомо всем жителям Галактики. И безнадежность, которая вырастает из стены молчания, тоже знакома. И вот первый шаг, самый сложный, к преодолению этой безнадежности наконец сделан! 

А зачем очное мероприятие в дистанционном мастер-классе? Чтобы мотивировать тех, кто не дошел, да и тех, кто дошел, тоже, к продолжению деятельности.

Как все начиналось?

(Полгода назад)
Идея мастер-класса родилась еще в конце прошлого учебного года. Как сдвинуться с мертвой точки к ИКТ-компетентности учителей школы? Предложение завуча по научно-методической работе: начать с тех, у кого на носу аттестация. Поможем им собрать материалы для аттестационной папки.

Признательна Екатерине Григорьевне за готовность и самой стать участницей мастер-класса.

Выбрали площадку для проведения – «Открытый класс». Удобный, тщательно продуманный портал с возможностью коллективного редактирования страниц, создания своей подшивки материалов, разнообразными типами контента. Для тех, кому боязно пока сделать собственный сайт, есть уже готовый контент - портфолио – страница, прикрепленная ссылкой к учетным данным пользователя.

Не откладывая, разработали программу мастер-класса, материалы, договорились о возможности получения сертификатов Национального фонда подготовки кадров о повышении квалификации.

(Два месяца назад)
Чтобы педагогам, впервые участвующим в мастер-классе, было легче, позвала и вторую группу - участников из других регионов, пользователей «Открытого класса». Более опытные, они шли впереди, давая новичкам прекрасные образцы своей работы, подсказывая идеи, которые можно было позаимствовать, преломить для себя.

Для своих педагогов старт был очным. Собрали в кабинете информатики потенциальных участников: тридцать человек. Убеждали, знакомили с программой, показали, что делать.

Реакция оказалась совершенно разной: готовность тут же действовать, глубокая задумчивость, нескрываемый негатив… Это нормально. И что интересно, оказалось никак не связанным с итоговым результатом. 

В первые два дня зарегистрировалось 14 человек – меньше половины приглашенных. Потом присоединились еще пять. Итого: девятнадцать. Первый этап подготовительный - научиться работать в «Открытом классе». Вроде бы просто все, но двое не преодолели и его. 

Второй - мотивационный - технически был самым легким. В третьем - мы добрались, наконец, до содержательной составляющей. Участники изучали литературу о портфолио, знакомились с аттестационными требованиями, анализировали готовые портфолио педагогов в сети, плюсы и минусы возможных платформ для своего продукта. Все это, действительно, требует времени, зато составляет привычную для учителя деятельность.

А дальше было самое сложное - творчество. Собрать свой материал, структурировать его, подобрать сервисы для его представления, создать сайт, вложив в него частичку своего я.

Завершающим этапом окинули взглядом то, что получилось, оставили друг другу комментарии в новом портфолио, проанализировали собственную деятельность в рефлексии на форуме.

Итог. До финиша добрались 10 человек. Треть от тех, кто приглашался, половина от тех, кто стартовал.

Среди объективных сложностей: мы попали в непростой период для «Открытого класса». Спам-атака, резко замедляющая работу сайта, накладывалась на и без того медленно работающий школьный интернет. Не у всех есть выход в Интернет дома. Тем ценнее результат.

Объективные трудности, как показала практика, преодолеваются упорством и желанием. Но нет таких сил, которые могли бы помочь преодолеть трудности субъективные. Ой, как горячо убеждали, что они самые занятые, те, кого мы не смогли мотивировать на новые компетентности! Сколько «веских» причин называлось в оправдание своего неумения. 
Впрочем, стоит ли о них говорить?

Лучше дадим слово участникам итоговой конференции.

Довольны ли вы результатом?
Цитата
Безусловно, ведь я получила не только конечный (скорее бесконечный) результат - своё портфолио, - но и массу полезных знаний и навыков.

Цитата
Самое главное для меня было дойти до конца. Теперь я могу сказать гордо: "Мне хватило сил и времени чтобы включить создание портфолио в свой сумасшедший день!"

Цитата
Нет. К сожалению, мне мало было времени. Невозможно объять необъятное. Думаю, что обязательно вернусь к портфолио, дополню, сделаю более ярким.

Цитата
Электронный портфолио повысил мою самооценку.

Что было сложным?
Цитата
… расставлять приоритеты и заставлять себя. Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь САМ заставлять себя и САМ требовать от себя.

Цитата
Собственно создание портфолио... большая затрата времени.

Цитата
…продумать и оформление, и содержание так, чтобы было удобно и понятно.

Если бы начинали сначала… 
Цитата
то сделала бы все в первые две недели. Никак не ожидала, что буду потом так загружена.

Цитата
Нет, площадку другую не выбрала бы. Сайты Google сразу отметила, так как можно спрятать в любой момент.

О планах и перспективах…
Цитата
Собирать группу нужно на лето. Думаю, что в июне можно попробовать еще что-то сделать в плане обучения педагогов гимназии ИКТ.

И уже после окончания МК по его материалам еще двое учителей сделали свои портфолио.

Коллеги, а с чего начинался первый шаг к преодолению цифрового разрыва в вашей школе?



Комментарии


Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 130
  • Регистрация: 19.10.2012
  • Из: Самара
  • Номер участника: 122086
Предупреждение
Елена!
С интересом изучила материалы МК. Прошлась практически по всем страницам - искала примеры Э-портфолио. Нашла, примерила на себя, задумалась. Мы в нашей школе развиваем внутреннюю ИС на базе Google Apps. Много уже создано и придумано (корпоративная почта, Единый сайт - Google156, Методический сайт, Учительская...) Э-портфолио - один из следующих шагов. И скорее платформой будут Google-сайт или Blogger.
Спасибо за то, что щедро делитесь! biggrin.gif


--------------------
Ирина Панфилова

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Ирина Панфилова @ 30.11.2013, 20:21)
С интересом изучила материалы МК. Прошлась практически по всем страницам - искала примеры Э-портфолио. Нашла, примерила на себя, задумалась. Мы в нашей школе развиваем внутреннюю ИС на базе Google Apps. Много уже создано и придумано (корпоративная почта, Единый сайт - Google156, Методический сайт, Учительская...) Э-портфолио - один из следующих шагов. И скорее платформой будут Google-сайт или Blogger.

Ирина, спасибо за поддержку! Ссылки на готовые портфолио в таблицах продвижения. Это - коллеги из других регионов, это - наши учителя.
Методический сайт у нас тоже есть. Но больше похвастаться нечем.
Будете заниматься портфолио педагогов, обращайтесь, всегда готова помочь. Самое интересное, пожалуй, это сертификаты от НФПК, весьма стимулирующий фактор. Мы их получили!

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 947
  • Регистрация: 20.8.2012
  • Из: Нижний Тагил
  • Номер участника: 117773
Предупреждение
Пока читала, ловила себя на том, что улыбаюсь! я ведь тоже в вашем мастер-классе участвовала! И электронное портфолио у меня теперь тоже есть! это из позитивного!
А еще из позитивного то, что учусь видеть по-вашему: стакан наполовину полон Смайлики Улыбки
Очень огорчило, что из 6 моих коллег, только мы вдвоём с коллегой прошли все этапы мастер класса.
Посмотрю по-другому: нас уже двое, у кого есть э-портфолио!
Спасибо, Елена Александровна, за ваше позитивное видение!




--------------------
Вы полагаете, всё это будет ...

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Наталь_я @ 30.11.2013, 21:41)
Очень огорчило, что из 6 моих коллег, только мы вдвоём с коллегой прошли все этапы мастер класса.
Посмотрю по-другому: нас уже двое, у кого есть э-портфолио!

Наталья Николаевна, спасибо огромное! Я тоже улыбаюсь: такой ракурс вдохновляет!
Конечно, не всегда удается справиться с охватывающим нас унынием, когда что-то не получается - руки опускаются. И все же.
Вот Вы привели коллег. Они не дошли до финиша. Но они получили опыт. Семена посеяны.
А я знаю, как много Вы еще делаете для того, чтобы помочь своим коллегам в освоении ИКТ. И вот тут уверена на 100%, что с места все-таки мы сдвинемся.
Людмила Рождественская как-то сказала, что цифровой разрыв будет только расти. А мне кажется, что самое трудное - это сделать первый шаг. Математически при делении на ноль получается бесконечность. Информационная компетентность одних в бесконечное число раз раз выше, чем у других! biggrin.gif
А если человек уже приобрел какой-то опыт, он будет двигаться вперед легче и быстрее. Главное - захотеть. Тогда разрыв уже не будет так заметен, перестанет быть пропастью.

Пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 10
  • Регистрация: 22.4.2012
  • Из: vann1936@gmail.com
  • Номер участника: 115104
Предупреждение
Хочу поблагодарить за пост "Первые шаги", утвердивший меня как модератора сетевой конференции по инновационному образованию (eorhelp.ru/node/92942) в намерении пригласить коллег по сообществу выставить в Сеть свои веб-портфолио (одно из первых дел в становлении реального сетевого сообщества). Веб-портфолио - не столько для формальной аттестации в ОУ, сколько для содержательного *с партнерами в Сети, для подтверждения своих компетентностей участия в сетевом проекте, для саморефлексии наконец.


--------------------
vann1936 для друзей - ВВ

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(vann1936 @ 30.11.2013, 23:42)
Хочу поблагодарить за пост "Первые шаги", утвердивший меня как модератора сетевой конференции по инновационному образованию (eorhelp.ru/node/92942) в намерении пригласить коллег по сообществу выставить в Сеть свои веб-портфолио (одно из первых дел в становлении реального сетевого сообщества). Веб-портфолио - не столько для формальной аттестации в ОУ, сколько для содержательного знак-ства с партнерами в Сети, для подтверждения своих компетентностей участия в сетевом проекте, для саморефлексии наконец.

Владимир Владимирович, да ведь в "Открытом классе", кажется, уже давно привыкли к открытым веб-портфолио, хотя бы к контенте сайта. И как-то уже не задумываясь, заглядываю в портфолио, знакомясь с новым человеком. Особенно, если предстоит какая-то совместная работа. Так что это уже, наверное, стало естественным явлением.

Другое дело, что сейчас чаще учителя для портфолио используют другие сайты: хочется ведь развернуться. И тут меня несколько удивило желание некоторых коллег закрыть доступ, оставить портфолио личным. Зачем тогда оно в сети? Можно сделать на своем компьютере.
Интересно, это этап, который в той или иной мере есть у каждого человека и будет пройден, или позиция, которая определяется психологическим типом и сохраняется на всю жизнь?

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение
Елена Александровна, не кажется ли вам, что в хронологию описываемых вами событий закралась неточность? Смайлики Улыбки
Не будем скромничать и назовем ваше чудесное портфолио ЭОР-учителю подспорье, созданное в начале года, так будет верно! Таким образом, подготовка к МК началась не за полгода, а ранее, не правда ли? dry.gif


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(Елена Годунова @ 1.12.2013, 8:54)
Елена Александровна, не кажется ли вам, что в хронологию описываемых вами событий закралась неточность? Смайлики Улыбки
Не будем скромничать и назовем ваше чудесное портфолио ЭОР-учителю подспорье, созданное в начале года, так будет верно! Таким образом, подготовка к МК началась не за полгода, а ранее, не правда ли? dry.gif

Елена Александровна, ну, раз уж рамки события оказались существенно расширены, то я выдам секреты и дальше. Смайлики которые подмигивают | Smayls.ru

Да, действительно, моя подготовка к мероприятию и даже заинтересованность в нем завуча начались с портфолио, к которому Вы сейчас обратились. А создано оно было в рамках обучающего семинара "Электронное портфолио педагога как площадка обмена опытом по использованию ЭОР", в котором мне посчастливилось принимать участие.
Проведен он был на сайте "Электронные образовательные ресурсы" в декабре 2012 года замечательным методистом и тьютором Еленой Александровной Годуновой. Материалы этого семинара мне очень помогли.
Ими можно воспользоваться и другим коллегам, но требуется зарегистрироваться на сайте "ЭОР" (или воспользоваться учетными данными с сайта "Открытый класс", если регистрировались там до декабря 2011) и присоединиться к семинару (кнопка "присоединиться"- на правом поле главной страницы семинара).

Еще помог конкурс, завершающий этот семинар, поскольку он, во-первых, создал условия, в которых хочется сделать работу более качественно, во-вторых, снабдил подсказками сильнейших экспертов, проанализировавших и оценивших готовый продукт.
Низкий Вам поклон за всё это, уважаемая Елена Александровна! 

Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 40
  • Регистрация: 17.9.2012
  • Из: г. Тамбов
  • Номер участника: 118924
Предупреждение
Елена Александровна, ваш пост натолкнул на одну мысль! Как мне кажется, Вы уже давно переросли роль сетевого методиста, педагога, скорее Вам подходит роль сетевого тьютора, который и сам постоянно находится в освоении и поиска нового, а уж затем ретранслирует все свои компетенции. Мне очень комфортно было с Вами работать как в ОК, так и на ЭОР. Спасибо за сотрудничество, а вернее тьюторство. rolleyes.gif


--------------------
С уважением Елена Тарасова

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(TarasovaEG @ 2.12.2013, 20:22)
скорее Вам подходит роль сетевого тьютора, который и сам постоянно находится в освоении и поиске нового, а уж затем ретранслирует все свои компетенции. Мне очень комфортно было с Вами работать как в ОК, так и на ЭОР.

Елена Геннадьевна, сайт "ЭОР", а еще в большей степени "Открытый класс", действительно, дали мне очень много. Думаю, что правильно сказать: с Вашего обучающего конкурса началось серьезное освоение сети. Очень благодарна Вам и "Открытому классу". Зову туда учителей, и в общем-то они приходят. Вода камень точит.

А по поводу тьюторства... Одно дело научить чему-то своих педагогов, начинающих практически с нуля. Совсем другое - повести за собой тех, кто, может, умеет уже больше, чем я сама. Это требует мужества.)))

Поживем - увидим...


Активный пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2113
  • Регистрация: 15.4.2010
  • Из: Детская мультстудия
  • Номер участника: 84559
Предупреждение
Цитата(Наталь_я @ 30.11.2013, 21:41)
Посмотрю по-другому: нас уже двое, у кого есть э-портфолио!

С 2002 года, smile.gif только вот тому же проверяющему легче перелистать папочку бумаг, чем открыть документ с расширением «ppt», «swf» или «pdf». .


--------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий