2. Объясняем

ЭОР, используемые при объяснении нового материала

Чтобы развязать узел, 
надо знать, как он завязан.
Аристотель


Это направление самое естественное. Большинство учителей используют ИКТ именно для того, чтобы обеспечить выполнение принципа наглядности. Для химии это особенно актуально. 
Вы не задумывались, почему большинство людей считают химию сложным предметом? Потому, что мы наблюдаем явления макроуровня, а объяснение им даем на уровне микромира. Для 8-9-классника эта связь не очевидна. Ему нужна картинка, образ. Люблю использовать анимацию. Она помогает создать динамическую схему, моделирующую процесс. 
За годы работы у меня накопилась подборка авторских презентаций, некоторыми из которых я хочу поделиться. Конечно, лучший ресурс - созданный педагогом "для себя". Только он может учесть все нюансы работы конкретного учителя. И все же... Всегда легче исходить из уже готового.

Презентации, собранные в этой таблице, сделаны в программе Power Point. В зависимости от того, каким браузером Вы пользуетесь, они либо скачиваются, либо открываются для просмотра во временной папке.

Название ресурсаКлассКраткая характеристика
Динамическая схема "Строение атома"8Тема "Строение атома"
Представлены модели строения атомов  углерода и водорода Резерфорда-Бора. Ресурс поможет ученику, только начинающему изучать химию, понять, как выглядит атом.
Зависимость свойств вещества от типа кристаллической решетки8,9,10Тема: "Типы кристаллических решеток" 
Дается понятие об аморфных и кристаллических веществах, типах кристаллической решетки, объясняется взаимосвязь свойств веществ и типа кристаллических решеток. Даны задания на закрепление материала. Презентация построена как сопровождение эвристической беседы. В 8 кл. ее целесообразно использовать при объяснении, в 9, 11 - как повторение при подготовке к экзаменам.
Динамическая схема "Кислые и основные соли"8,9,11Тема "Соли"
Схема иллюстрирует образование кислых и основных солей как продукта неполного замещения атомов водорода на металл в кислоте и гидроксогрупп на кислотный остаток в основании. В 8 кл. ее целесообразно использовать при объяснении, в 9, 11 - как повторение при подготовке к экзаменам.
Окислительно-восстановительные реакции8Презентация, сопровождающая объяснение учителя при изучении темы окислительно-восстановительные реакции. Вводятся понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, окислительно-восстановительная реакция. Используется частично-поисковый метод. Наглядная анимация помогает понять связь изменения степеней окисления с отдачей или принятием электронов. Объясняется метод электронного баланса. Каждый элемент объяснения сопровождается обратной связью, выявляющей понимание и способствующей закреплению материала.
Динамическая схема "Электролитическая диссоциация"8Тема "Электролитическая диссоциация"
Иллюстрирует явление диссоциации на примере растворения хлорида натрия в воде. Помогает представить процесс растворения и осознать роль растворителя на начальном этапе изучения химии.
Коррозия металлов9,11Тема "Коррозия металлов"
Одна из самых сложных тем школьного курса химии. Поэтому в презентации представлены обобщающие схемы, яркие иллюстрации, проблемное задание, раскрывающее связь теории с практикой. Все это поможет сделать материал более доступным.
Углерод и его соединения9Тема "Углерод - химический элемент и простое вещество. Аллотропные модификации углерода. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли". Подобраны задания для обратной связи с проверкой, вопросы, интересные факты. Содержится много иллюстративного материала, обеспечивающего связь теории с жизнью. 
Аномальные свойства воды9, 11Тема "Вода" (9 класс), "Водородная связь" (11 класс)
Презентация содержит материал о физических свойствах воды, выходящий за рамки учебника: аномальных температурах кипения и плавления, аномальной зависимости плотности от температуры, поверхностном натяжении и др., демонстрирует последствия проявления этих свойств.  Может быть использована как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях.
Знакомство с углеводородами9Тема "Углеводороды"
Презентация создана для первого знакомства с классом углеводородов, когда ученики только приоткрывают странички органической химии и очень требуется наглядность. Несмотря на то, что презентация размещена на Calameo и может быть встроена, не встраиваю - из-за наложенной музыки просматривать всю страницу блога будет не удобно, музыкальное сопровождение на сервисе звучит непрерывно до отключения пользователем. То же относится к следующему ресурсу.
Знакомство с полимерами9Тема "Полимеры"
Презентация создана для первого знакомства с полимерами в 9 классе, когда ученики только приоткрывают странички органической химии и очень требуется наглядность.
Динамическая схема "Реакции    замещения в органической химии"10Тема "Предельные углеводороды"
Схема иллюстрирует суть реакции замещения у предельных углеводородов на примере четырех стадий взаимодействия хлора с метаном.
Динамическая схема "Реакции присоединения в органической химии"10Тема "Непредельные углеводороды
Схема поясняет суть реакции присоединения на примере взаимодействия этилена с бромоводородом и правило Марковникова на примере взаимодействия пропена с бромоводородом.
Фенолы10Тема "Фенолы"
Презентация, иллюстрирующая объяснение материала в ходе эвристической беседы. Рассматривается отличие фенолов от ароматических спиртов, взаимное влияние гидроксогруппы и бензольного кольца, электронное строение молекулы фенола, его получение, свойства, применение, распространение фенолов в природе.
Динамическая схема "Карбоксильная группа"10Тема "Карбоновые кислоты"
Динамическая схема предлагается в помощь учителю при объяснении нового материала. Учащиеся 10 классов смогут наглядно понять, что такое гидроксильная группа, почему она так называется. Создана с использованием анимации как слайд презентации.






















Часть подобных ресурсов размещены на сервисах для хранения презентаций. Любимым из них является Slide Boom, он единственный из известных мне, кто сохраняет в презентациях Power Point и анимацию, и гиперссылки.

1) Открытие Периодического закона, 9 класс
С помощью анимации презентация наглядно показывает принцип размещения элементов  в Периодической системе. Настройки стоят так, что после первого слайда (смена по щелчку), дальнейшая анимация разворачивается самопроизвольно, оставляя учителю возможность комментирования.

2) Знакомство с металлами, 8 класс
Презентация посвящена вопросу расположения элементов-металлов в Периодической системе (2-й слайд)  и  формированию представления о металлах-простых веществах.
Со второго слайда осуществляется переход по гиперссылкам к различным металлам

3) Знакомство с неметаллами, 8 класс
Презентация предназначена для использования при знакомстве с простыми веществами - неметаллами по учебнику О,С, Габриеляна. На втором слайде обсуждается вопрос положения элементов-неметаллов в Периодической системе. С этого слайда происходит переход по гиперссылкам на слайды, посвященные конкретным неметаллам-простым веществам.
4) Ароматические углеводороды, 10 класс
Знакомство с классом аренов: история открытия, особенности их строения и свойств, применение и получение.


Комментариев нет:

Отправить комментарий