Современный урок глазами детей

11 июля 2013 года
О современном уроке сказано немало. Государство сформулировало задачи, методисты разрабатывают технологии, учителя обсуждают подходы и требования. 
Я хочу познакомить вас с опытом полуторалетней давности. Мне показалось интересным узнать, а что думают о современном уроке его самые главные участники, ради которых, собственно, всё и затевается, - ученики. И я задала этот вопрос детям, на тот момент девятиклассникам. О том, что из этого вышло, этот пост.

Дискуссия получилась очень оживленной. В ответах детей меня поразили два момента: 1) они хорошо ориентировались в современных тенденциях образования; 2) они на всё имели свою собственную, очень дружную, но порой неожиданную точку зрения.
Потом уже подумала: а кому же, собственно, быть экспертами, как не им? Каждый день они посещают шесть уроков у разных педагогов. Причем не наблюдателями, а активными участниками.

Итак, мнения детей. Начали они с бурного недовольства тем, что учителя стали меньше объяснять, отдавая часть материала на самостоятельную работу с учебником или демонстрируя новую тему с помощью презентации. Напрасно я пыталась апеллировать к тому, что задача учителей – не только дать знания по предмету, но и научить добывать эти знания самостоятельно, находить информацию, работать с ней. Дети были неумолимы. 
- Если учителя хотят, чтобы мы понимали, пусть на уроке объясняют материал! Нам сдавать экзамены!
- Вам не хочется учиться самостоятельно?
- Вот вы нам объясните, мы поймем, а уже потом будем выполнять творческие задания, обсуждать, создавать проекты, делать сообщения. Мы и так учимся работать с информацией, но на материале дополнительном. 

Ребячьи слова врезались в память; позже, встретив идею "перевернутого класса", когда материал изучается дома, а домашнее задание делается в классе, вспомнила их эмоции и отказалась от искушения попробовать "перевернуть обучение". Подумалось, дети правы в том, что комфортно ученику только тогда, когда он на уроке понимает, о чем идет речь. 
Как-то прочитала об эксперименте, когда обучающихся попросили подчеркнуть в параграфе все слова, которые непонятны: подчеркнутым оказался весь текст. То ли учебник пишется очень сложным языком. То ли дети неуверенны в себе. А может, мы, действительно, слишком увлеклись технологиями?

Второй их протест относился к обилию электронных ресурсов. "Используйте их пореже, - прозвучало из детских уст, - мы за живой диалог". Оказалось, что они не против электронных ресурсов как таковых. Но гораздо строже, чем учителя, подходят к вопросу их целесообразности.

Третий момент, на котором акцентировали внимание дети: много теории и мало практики. Не слагаю с себя вину за то, что на самом практическом уроке – химии – учащиеся жалуются на недостаток практики. Но всё же здесь масса объективных причин: перенасыщенная теоретическими понятиями программа, жесткий лимит времени, нехватка реактивов…

А потом было самое интересное. Девятиклассники предложили дать им возможность самим подготовить и провести урок, как видят его они. Разумеется, отступать мне было некуда. И я предложила взять удобную для эксперимента тему: обобщающий урок по теме "Металлы". 
- Кто хочет поработать в творческой группе по подготовке урока? 
Дружно поднялись 24 руки. Столько учеников было на этот момент в классе. Был выбран руководитель, определились желающие стать его помощниками, класс разбился на группы, и каждая группа получила один из фрагментов темы, для которого подбирала вопросы и задания. Я старалась не вмешиваться.

Что получилось? Конечно, была игра. Было состязание. Была работа в командах, переставлялись столы. Но наряду с кроссвордами, ребусами, вопросами викторины, которые в общем-то были ожидаемы, предлагались и серьезные задачи, задания проблемного характера. Компьютер задействовали только две группы: в одном случае взяли фрагмент старого, но добротного учебного фильма о щелочных металлах и попросили составить уравнения реакций к тем способам применения, о которых идет речь в фильме; в другом случае группа подготовила кроссворд, и вопросы к нему выводились на экран. Все остальные группы предпочли раздаточный материал. Может быть, если бы в классе был не один компьютер, а на каждого ученика, соотношение было бы другим?

В конце урока я попросила ребят оценить смайликами, доволен ли каждый из них своей работой, работой группы, работой других групп, уроком в целом. И с удовлетворением могу отметить, что абсолютное большинство оценило всё на "отлично". Это значит, что атмосфера, созданная ими, была комфортна для них, что им понравилось быть творцами занятия.
Конечно, всё это не означает, что я больше не буду проводить традиционных уроков, но я наглядно увидела ребячьи предпочтения. Можно сказать, что это был урок для меня.
А как вы считаете, надо ли учителю знать, какие формы работы наиболее близки его конкретным детям? Или лучше быть свободным от их мнения, чтобы не оглядываться в выборе методик, чтобы не было искушения идти за ними, вместо того, чтобы вести их за собой? 
Есть ли смысл в таких экспериментах или это напрасная трата времени? 
Всегда ли мнение детей предсказуемо? 
Был ли у вас подобный опыт? Что думают о современном уроке ваши ученики?
Обсуждение




Комментариев нет:

Отправить комментарий