Интерактивная декада #шссэ: учимся лаконичности

29 августа 2013 года





Все замечали удивительное свойство времени: оно ползет, когда ждешь, но летит, когда занят интересным делом. Наше время несется на сверхсветовой скорости: торопят его участники Интерактивной декады, спешат выполнить задания, наполняя пространства Интернета яркими образцами своего творчества. А задачи, ох, непростые! Но разве может у креативного педагога хоть какая-то проблема стать непреодолимым препятствием?
Последние два дня мы учились кратко и точно выражать свои мысли. Задание было трехчастным.
Цитата
Эх, опять 2 дня) Покой нам только снится. Вторая неделя такая тяжелая, но такая продуктивная) (Лариса Дмитриева)


Сначала мы занимались литературным творчеством, учась точности мысли, шутка ли, у самого Эрнеста Хемингуэя! 
Когда-то Хемингуэй поспорил, что сможет описать историю жизни шестью словами, и выиграл пари. Писатель назвал этот рассказ своим лучшим произведением. Вот эта история: 
"For sale: baby shoes, never used "
(«Продаются детские ботинки, никогда не ношенные»)

Из этой фразы мы пытались сделать свое литературное произведение, обрамив ее собственными мыслями и сюжетом. Вы думаете, фраза трагична? Вовсе не обязательно! Большинство историй у педагогов получились светлыми и жизнеутверждающими. Но такими непохожими и по жанровой принадлежности, и по композиции, и по эмоциональному фону…

«Быль» - так определили жанр своих историй сразу несколько участников. Может, и на самом деле все было так, как они описали, может, есть и авторский вымысел, только несомненно, что творения их позволили им перенестись в их детство, когда воду «можно было пить воду из Волги, зачерпнув ладошкой» (Елена Борщ), и «ходили речные «трамвайчики»» (Татьяна Куртасова), прикоснуться к тайникам души, где хранятся самые теплые воспоминания, выплеснуть благодарность самым близким людям и признаться в любви к… физике (Анна Леоненко), и вспомнить, что пятерку можно получить за фантазию (Надежда Блуст).

Елена Киреева написала лирическую историю, где «небо было таким пронзительно-синим, а уставшее за лето солнце таким ласковым». 
Фэнтези получилось у Татьяны Новиковой. А Антон Башев представил психологический триллер.

Татьяна Коробкова в жанре репортажа с места событий обратилась к трагическим страницам истории. Норд-Ост: 11 лет. Вы помните, как это было? 

Встречаются и сказки с глубоким философским смыслом. 
И о том, что есть нечто, что важнее, чем «квартира, машина, работа, друзья»… Догадались? Читайте у Елены Васильевой. И о трогательной братской любви (Ольга Пикулик). А еще сказка-ужастик от Елены Гликман, сказка для малышей Екатерины Бектургаевой, «Волк и семеро козлят на новый лад» Надежды Чернушевич. И прекрасная сказка о том, что все преграды покоряются, если помогать друг другу Марины Петровой. Видимо, эту сказку навеял опыт, приобретенный на Галактике. 

Анастасия Исаева и Ольга Хмылко сочиняли стихи

На нашей "веселой страничке" - искрометный юмор Ирины Нимерницкой. 
А Елена Примакова обратилась к теме, популярной среди участников декады – посмеяться над самими собой, увязшими в Интернете. Что ж, обмен мнениями подтверждает, замоченное и забытое белье, переваренный суп – нормальные явления жизни.
Цитата
А приготовить ужин мультиварка помогает, главное - выбрать время для резки овощей)) Кто бы ещё картошку выкопал? (Лидия Дубовик)


Сколько проблем озвучено и жизнеутверждающих, оптимистичных мыслей высказано в эссе. Здесь и о и прикосновении к иным культурам (Светлана Пальцева), и о лаконичности (Анна Толокнева), и о любви педагогов к планированию (Наталья Ларионова), и о самом произведении Хемингуэя (Галина Рудниченко). Подмечено, что часто человек в одиночку справляется с горем (Татьяна Беляевская). Эх, жаль такого человека. Педагоги Галактики уже постигли математику мудрости и знают на своем опыте, что если делишься горем, оно делится, а если делишься радостью, то она умножается. Умножается - вопреки всем законам арифметики! 
А «жизнь продолжается» - права Ольга Миронова!

Заставило глубоко задуматься эссе Владимира Анненкова, анализировавшего детские ботиночки как символ.
Цитата
Как часто мы "действуем впрок":
- покупаем то, что авось пригодится...
- держим на полках собрания сочинений с надеждой прочесть, когда выйдем на пенсию...
- учим тому, что забудут ко времени, когда возникнет реальная жизненная потребность в этом знании...
- набираем арсенал сервисов web 2.0, избыточный для пользования в жизни...

А ответ для себя нашла в посте Екатерины Алексеевой "Как рождаются метафоры" 
Цитата
Закрутился гончарный круг. Кусок глины поместился в его центре. Мастер обратил внимание на важность центровки глиняного изделия: мол, если плохо центрировано – и изделие не получится… И потом, уже держа в руках чернолощеную керамику, мне вдруг пришла в голову вот какая мысль…

Выставить по центру: чтобы ничего не притянуто, а основательно было, уверенно – как ни крути... Глину-то руками для центровки надо подержать, проникнуться, прочувствовать ее, а уж потом – лепи – не хочу. Не так ли и технологии: научиться, понять, попробовать, ощутить центр – смысл, а уж потом – используй на здоровье.


Не тем ли и мы сейчас занимаемся? Пытаемся понять, попробовать, найти смысловой центр. Но ведь чтобы поиски завершились успехом, глину в руки надо взять, а ботиночки примерить. А если не подойдут? Но так всегда же найдутся те, кому они пригодятся! Передадим неношеными. 

Больше всего педагогов, выбравших жанр рассказа. Их произведения получились грустные – как у Лидии Дубовик, Ларисы Шаталиной, Светланы Барашковой - и лиричные – как у Натальи Ященко. 
Но, пожалуй, самые добрые и позитивные оказались творения Ольги Шишебаровой и Татьяны Амирян. Столько в них света! Есть и педагогическая изюминка. Рекомендуем прочитать! 

Всего получилось 58 историй, непохожих, но замечательных - каждая по-своему!
Цитата
У таких талантливых учителей не может быть скучно на уроке. (Надежда Чернушевич)


А потом была практика. 
Цитата
Просто в диком восторге от сегодняшнего задания! Такое творческое и свежее, простите за жаргон, "незамыленное". Решено: домашним заданием на 1 из общешкольных воспитательных дел будет как раз "Рассказ из шести слов". Это же станет рефлексией педсовета по воспитательной работе. (Анна Малкова)


Как много хороших мыслей высказано на форуме Галактики. И ведь у каждого автора было только 6 слов! 

В качестве итога слова Анна Леоненко: "Согласитесь, многое изменилось за это лето…"
Это ведь о Галактике, месте, где синие одуванчики во все стороны разлетаются крылатыми парашютиками, разнося по миру новые технологии!

Третий этап - самый сложный. Педсовет. Здесь надо сформулировать проблему и дать пути ее решения. И все это только в шести словах! А потом в шести словах к проблеме выдвигались тезисы. 

Мучительные поиски.
Цитата
Светлана Толстикова
Просто мысли:
- Ученик не читает? Почитать совместно. Поможет?
- Ученик не читает. Понять причину. Помочь.
- Ученик не читает! Закачать в электронную книжку.
- Ученик не читает! Начать с азов. Вместе.

Цитата
Лидия Дубовик
Еще попыткаsmile.gif) Ученик не читает! Давай читать вместе! или Ученик не читает! Выход - семейное чтение! Господи, как это трудно!)


Зато потом! Какая отточенность формулировок!
Цитата
Ученик не читает! Выход - семейное чтение! (Лидия Дубовик)
Как стать профессионалом? Опираться на самообразование (Елена Примакова)
Ученик работает для отметки? Формирующее оценивание! (Анастасия Исаева)
ЧТО или КАК? Содержание определяет технологии (Наталья Ларионова)
Конфликт в семье: проблему решать специалисту? (Зинаида Аникина)
Эмоциональное выгорание у учителя? Галактика поможет! (Лидия Дубовик)
Гиперактивный ребёнок? Выход: больше активных заданий! (Анастасия Исаева)
Сложен компетентностный подход? Выход - деловые игры. (Ирина Нимерницкая)
Как научить учиться? Обучи стратегиям метамышления. (Карлыгаш Джарбулова)
Ученик плохо запоминает? Используйте специальные упражнения! (Наталья Котельникова)


И все это вы можете увидеть своими глазами на страницах педсовета в работе по секциям:
Обучение в школе века
Педагогика
Психология
Педсовет продолжается!

А у нас - последний этап!
Обещанный сюрприз: смартмоб, посвященный школе-2013!
В нем три номинации.

Номинация 1 "Параллельные прямые пересекаются?" 
Источником вдохновения могут стать фотографии из школьной жизни прошлого, (поможет пост Елены Александровны Годуновой "Ретроспектива российской школы в живописи"). 

Суть задания в данной номинации: выбрать картину на тему школьной жизни из предложенных в посте либо свою, воплотив ее сюжет в современном фото, стараясь передать настроение, композицию, сюжет оригинала по возможности наиболее полно. 

Номинация 2 "К новому учебному году готовы!"
Здесь же возможны зарисовки из обычной жизни: подготовка букета, покупка портфеля, примерка школьной формы и т.д. Одно фото от участника размещается в форуме. Для фотографии желательно придумать творческое название.

Если вы хотите вспомнить о своих учителях и рассказать всем о вашей встрече накануне нового учебного года - для вас 
номинация 3 "Мой первый учитель, я помню Вас!" 
Конечно, речь может идти не только о самой первой учительнице, но обо всех учителях, оставивших свой след в вашей душе и сердце! Ждем фото встречи с вашим учителем (он может быть и не один) с небольшим пояснением. 

Все работы размещаются в Галактическом форуме.

Отличного Вам настроения и ангельского терпения! Которое, впрочем, все участники и так проявляют по максимуму. За что всем им огромная благодарность от ведущих!
Итак, последний рывок!

Комментарии


Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение
Елена Александровна, спасибо за такой лиричный и вместе с тем почти всеобъемлющий пост (насколько это возможно по горячим следам!)! А вывод о нахождении смыслов в деятельности просто заставил воскликнуть :Как верно подмечено, как точно сказано!
Возможно, это осмысление придет к участникам не сразу, потому что требуется время увидеть то,что пережито и прочувствовано всеми нами за такое короткое время, в этом поможет и итоговая рефлексия, в том числе.
А лаконичности мы все обязательно научимся! Спасибо и Хемингуэю, позволившему своими 6 словами. сделать и нам такое открытие методического приема!

--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь
  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение
Цитата(lena1 @ 29.8.2013, 13:43)
Вывод о нахождении смыслов в деятельности просто заставил воскликнуть: Как верно подмечено, как точно сказано!
Возможно, это осмысление придет к участникам не сразу, потому что требуется время увидеть то, что пережито и прочувствовано всеми нами за такое короткое время, в этом поможет и итоговая рефлексия, в том числе.
А лаконичности мы все обязательно научимся! Спасибо и Хемингуэю, позволившему своими 6 словами сделать и нам такое открытие методического приема!

Спасибо, Елена Александровна!
Вы правы: осмысление пройденного приходит не сразу. Но обязательно приходит. И в арсенале учителя остаются те средства, которые эффективно действуют именно в его руках. Но выбор должен быть.
И сервисы, против изобилия которых в нашей копилке, высказался Владимир Владимирович, и методические приемы не просто отбираются перелистыванием Интернет-страниц. Их надо прожить, испытать, побывать на месте ребенка и на себя взглянуть его глазами. Тогда, наверное, мы сможем стать "маленькими взрослыми", понимающими детей, их потребности, признающими в них субъекта, взрослыми, о которых говорит Наталья Николаевна, сравнивая отношение к детям Амонашвили и Астрид Линдгрен.

И еще такая практика полезна для повышения нашей IT-компетентности. Очень понравился на форуме мотиватор, предложенный Анастасией Исаевой



Ведь для того, чтобы быть педагогом, надо всегда оставаться впереди детей. Не можем мы отставать. Даже в такой сложной области, как ИКТ.

Пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 15
  • Регистрация: 15.8.2013
  • Из: ХМАО-Югра, Тюменская обл., г. Урай
  • Номер участника: 133902
Предупреждение
Дорогие Елены Александровны!!!

Спасибо Вам большое за такой титанический труд!!!

Вы, как два космичеких штурмана на Galaxy.
Вы нам нужны)))


Комментариев нет:

Отправить комментарий