Будущее образования в самоорганизации?
14-20 января 2013 года с интересом наблюдала, как разворачивалось обсуждение в онлайн-курсе «Сотрудничество, Самоорганизация и Образование в Открытом Мире», организованном человеком-энтузиастом, «увлеченным адвокатом открытого образования» (как он сам говорит о себе), преподавателем математики Сахалинского государственного университета Иваном Травкиным.Иван предложил познакомиться с пятью докладами и обсудить их, используя в качестве площадки для дискуссии Твиттер.
День первый. Дон Тапскотт: Четыре принципа открытого мира
(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)Докладчик утверждает, что
- открытость – это сотрудничество;
- открытость – это прозрачность;
- открытость – это обмен информацией;
- открытость – это децентрализация полномочий.
Открытость имеет смысл только в том случае, если она становится всеобщим благом.
Должна ли при этом быть честность со стороны всех участников? Нет, не обязательно. Пример – «Открытый класс». Проект НФПК, сеть профессиональных сообществ педагогов. Каждый желающий сам размещает свои ресурсы, организует мероприятия или участвует в них. Результат: Вы можете найти любой интересующий Вас документ: конспект урока, рабочую программу, дидактический материал и т.д, сделанные до Вас и для Вас, и пользоваться ими.
Не каждый готов делиться; кто-то возьмет Ваш ресурс и выдаст за свой где-то еще… Но педагогов это не пугает. «Открытый класс» действует!
«Открытый класс» - пример действительной открытости (простите за тавтологию).
День второй. Говард Рейнгольд о сотрудничестве
(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)Автор убеждает аудиторию, что миру насущно необходимо измениться так, чтобы в «дилемме заключенного» каждый всегда выбирал сотрудничество, а не самоутверждение за счет другого.
Суть дилеммы: если в игре есть выбор – два игрока сотрудничают и делят выигрыш или один предает и забирает всё, то предают оба, и оба оказываются проигравшими.
Несколько похожая ситуация часто встречается в школе. «Ты хочешь делать работу один или разделить ответственность с товарищем?» - «Один» - «Но ведь вместе легче?» - «А мы не ищем легких путей». В проигрыше оба: количество работы увеличилось вдвое. Почему мы не умеем доверять друг другу?
К счастью в жизни так бывает далеко не всегда. Но выбрать путь победителей нельзя, просто договорившись со всем миром. Это путь духовно-нравственного совершенствования каждого из нас.
Я знаю, что обман есть, периодически сталкиваюсь с ним… И все-таки я бы очень хотела избавиться от подозрительности и научиться доверять людям.
День третий. Сугата Митра рассказывает, как дети обучают самих себя
(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)Основные идеи:
- Отдаленность от центра влияет на качество образования.
- Образовательные технологии надо применять сначала в отдаленных районах, а затем в других местах.
- Ценности приобретаются, доктрины и догмы навязывают, это два противоположных механизма.
- Обучение, скорее всего, самоорганизующаяся система.
Автор утверждает, что «начальное образование можно получить самостоятельно. Дети могут организовать сами себя и поставить себе цель обучения».
Безусловно, могут. Святой равноапостольный Кирилл, будучи ребенком, выучил латынь, просто имея перед собой одну книгу на двух разных языках – латинском и греческом. Но сколько таких детей будет? Самообучение должно быть сверх стандарта. Но очень здорово, если мы научим детей ставить цели в обучении и достигать их.
День четвертый. Шимон Шокен: Самоорганизующиеся компьютерные курсы
(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)Докладчик на примере разработанного им в прошлом курса по созданию с нуля многофункционального компьютера со всем аппаратным и программным обеспечением показывает эффект, который может иметь массовый открытый онлайн-курс.
Кто же спорит, что это хорошо? Опять же некоторыми аналогами являются «Открытый класс» и «ЭОР» (несмотря на внешние атрибуты, это практически единое целое). Высокомотивированные педагоги приходят сюда учиться сами. Да, есть организаторы мероприятий, но это такие же энтузиасты.
Но опять же, это должно быть дополнением к основному образованию, а не заменой ему.
День пятый. Норина Хертц: Как работать с экспертами — и когда этого лучше не делать
(Посмотреть видеозапись доклада, прочитать перевод доклада, познакомиться с обсуждением)Основная мысль:
стратегии, актуальные сегодня - объединение разнообразий, проверка экспертного мнения, самостоятельный выбор точки зрения, принципиальное поведение. Необходимо принимать независимые решения, проверять экспертов, быть скептиками, отказываться от авторитетов. «Позволим экспертам тоже выражать неуверенность и сомнения».
Призыв принимать решения самим, не доверяя экспертам, из уст эксперта звучит как уход от ответственности :). Никогда человек не сможет разобраться во всем лучше экспертов, каждого в своей области. Может, тогда честнее эксперту говорить о степени достоверности его выводов? Знаете, какое-то время в прогнозе погоды сообщали: «Вероятность дождя составит 70%»? Сомнения эксперта - это нормально, только пусть он их выражает и обосновывает.
Мои выводы о курсе
Хочу выразить восхищение смелостью и мужеством Ивана, которые требуются человеку, задумавшего такой эксперимент. Люди могли не собраться, не принять предложенный способ общения, не услышать друг друга. Этого не произошло. Участники активно отвечали в Твиттере на предложенные вопросы, иногда спорили, многие рассуждали в блогах, приводя не только свои соображения, но и систематизируя мнения других.Что получила лично я?
- Обнаружила, что в сети есть множество интереснейших людей, энтузиастов, иногда романтиков, иногда очень критически мыслящих, которые уже сейчас понимают, что нужно образованию. Самое удивительное, что они оказались совсем рядом.
- Познакомилась с актуальными проблемами, которые тревожат мир, увидела точки зрения на них.
- Задумалась о роли образования и самообразования сегодня.
- Увидела способы самоорганизации в сети.
Комментариев нет:
Отправить комментарий